Вопросы и ответы

Цель Института профессиональных бухгалтеров - реализация и продвижение экономических, социальных, культурных, профессиональных прав и свобод его членов

В данном разделе приведены ответы на часто задаваемые вопросы членами ПОБ ИПБ.
Получить ответ на вопрос Вы можете в течение 3-10 рабочих дней. Ответы на вопросы носят рекомендательный характер.

Вопросы и ответы

Вопрос:
     При выписке ЭСФ необходимо заполнить графу 2 Признак происхождения товара в разделе G. Данная строка является обязательной для заполнения. Компания добывает и реализует продукцию в виде: нефти, газа, конденсата газового, электроэнергии.
Вопрос: К какому признаку происхождения товара при реализации относится данная продукция?
Ответ:  
    В первую очередь необходимо произвести идентификацию такого товара по перечню изъятий № 58, т.е. товар, в данном случае казахстанского происхождения и в случае если он подпадает под перечень изъятий , тогда признак в графе 2 обозначите -3,
в случае если реализуемый вами товар не входит в перечень № 58, то тогда обозначите признак - 4 в соответствии с  Правилами документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 12 мая 2017 года № 301.

Вопрос:
Консультация по ведению бухгалтерского учета. На балансе имеются основные средства с остаточной стоимостью, но не пригодные для дальнейшего использования. Уполномоченный орган не дает разрешение на списание ОС с остаточной стоимостью. Организация РГП на ПХВ. Как списать данные ОС?
Ответ:
  Согласно стандартов  МСФО вы  имеете полное право сами пересматривать сроки полезного использования основных средств и если актив не пригоден к дальнейшему использованию, то изменить срок полезного использования.
Для основания стандарты с сайта Минфина :
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
Изменения в бухгалтерских оценках
32             В результате неопределенностей, присущих хозяйственной деятельности, по многим статьям учета финансовой отчетности может быть получена не точная, а лишь расчетная оценка. Расчетная оценка предполагает суждения, основывающиеся на самой последней доступной надежной информации. Например, могут требоваться расчетные оценки:
(a)            безнадежных долгов;
(b)            устаревания запасов;
(c)             справедливой стоимости финансовых активов или финансовых обязательств;
(d)            сроков полезного использования или ожидаемых особенностей потребления будущих экономических выгод, заключенных в амортизируемых активах; и
(e)             гарантийных обязательств.
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства»
Срок полезного использования – это:
(a)            период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет доступен для использования организацией; или
(b)            количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые организация ожидает получить от использования актива.
Амортизация
43             Каждый компонент объекта основных средств, первоначальная стоимость которого является значительной по отношению к общей первоначальной стоимости данного объекта, должен амортизироваться отдельно.
44             Организация распределяет сумму, первоначально признанную в отношении объекта основных средств, между его значительными компонентами и амортизирует каждый такой компонент по отдельности. Например, может быть целесообразно по отдельности амортизировать фюзеляж и двигатели самолета вне зависимости от того, находится ли он в собственности или является предметом договора финансовой аренды. Аналогично, если организация приобретает объект основных средств, являющийся предметом договора операционной аренды, в котором эта организация является арендодателем, может быть уместно по отдельности амортизировать суммы, отраженные в первоначальной стоимости данного объекта, которые относятся к благоприятным и неблагоприятным условиям данной аренды по сравнению с рыночными условиями.
45             Срок полезного использования и метод амортизации одного значительного компонента объекта основных средств могут полностью совпадать со сроком полезного использования и методом амортизации другого значительного компонента того же самого объекта. Такие компоненты можно объединять в группы при определении величины расходов по амортизации.
46             Если организация по отдельности амортизирует определенные компоненты объекта основных средств, то она также отдельно амортизирует и оставшуюся часть этого объекта. Оставшаяся часть объекта состоит из тех его компонентов, которые по отдельности не являются значительными. Если ожидания организации в отношении использования указанных компонентов варьируются, то для начисления амортизации по оставшейся части объекта могут потребоваться методы аппроксимации, обеспечивающие правдивое отражение особенностей потребления и/или срока полезного использования составляющих ее компонентов.
47             Организация вправе начислять амортизацию отдельно по компонентам объекта, первоначальная стоимость которых не является значительной по отношению к первоначальной стоимости всего этого объекта.
48             Сумма амортизационных отчислений за каждый период должна признаваться в составе прибыли или убытка, за исключением случаев, когда она включается в состав балансовой стоимости другого актива.

Вопрос:
Какие налоговые обязательства возникает у ГКП при аренде автотранспорта у физического лица (у него нет ИП).

Ответ:

Ст. 19. ГК РК
4. Обязательной гос. регистрации подлежат ИП, которые отвечают одному из следующих условий:
1) используют труд наемных работников на постоянной основе;
2) имеют от предпринимательской деятельности СГД, превышающем необлагаемый налогом размер               СГД = 12 * МЗП,
за исключением лиц, указанных в п. 4-1 настоящей статьи.
Деятельность перечисленных ИП без государственной регистрации запрещается.
4-1. Физ. лицо, не использующее труд работников на постоянной основе, вправе не регистрироваться в качестве ИП при получении установленных налоговым законодательством РК следующих доходов:
1) облагаемых у источника выплаты;
2) имущественного дохода;  
3) прочих доходов.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе для целей налогообложения:
53) налоговый агент - индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, юридическое лицо, в том числе его структурные подразделения, а также юридическое лицо-нерезидент, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты;


Статья 318. Объекты налогообложения
Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются:
1) облагаемый доход физического лица у источника выплаты;
2) облагаемый доход физического лица при самостоятельном налогообложении.

Статья 319. Годовой доход физического лица
1. Годовой доход физического лица состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, в виде доходов, подлежащих налогообложению:
1) у источника выплаты;
2) физическим лицом самостоятельно.

Статья 320. Ставки налога
1. Доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

Вопрос:
Компания направляет своих сотрудников в учебные командировки на курсовые мероприятия по повышению квалификации, и служебные командировки, связанные с производственной деятельностью работодателя за пределы Республики Казахстан. Согласно статьи 156 НК РК Доходами, не подлежащими налогообложению, являются - расходы работодателя при направлении работников на обучение:
без оформления служебной командировки: фактически произведенных расходов работника на проживание в пределах норм, установленных уполномоченным органом т.е. все что выше норм, облагается налогами?
        Просим разъяснить, какие документы и обстоятельства согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса расходы работодателя при направлении работника на обучение, повышение квалификации или переподготовку в соответствии с законодательством Республики Казахстан по специальности, связанной с производственной деятельностью работодателя определяют и являются:
1)    служебной командировкой с оформлением;
2)    служебной командировкой без оформления.

Ответ:
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.11.2017 г.)
Статья 1. Основные понятия
82) командировка - направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей на определенный срок вне места постоянной работы в другую местность, а также направление работника в другую местность на обучение, повышение квалификации или переподготовку.
Статья 118. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации обучаемых по направлению работодателя осуществляются за счет средств работодателя или иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, в соответствии с договором обучения.
4. Договор обучения должен содержать:
1) указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую обучаемым, и (или) наименование курса квалификации;
2) права и обязанности работодателя и обучаемого;
3) срок обучения и срок отработки у работодателя после завершения обучения;
4) порядок и случаи возмещения работодателю затрат, связанных с обучением, пропорционально недоработанному сроку отработки;
5) гарантии и компенсационные выплаты, связанные с обучением;
6) ответственность сторон.
Договор обучения может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.
5. Работники, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, по соглашению с работодателем могут освобождаться от работы либо выполнять работу на условиях неполного рабочего времени.
6. В соглашении, коллективном и (или) трудовом договорах могут предусматриваться льготы и компенсационные выплаты, связанные с обучением.

Статья 319. НК РК Годовой доход физического лица
1. Годовой доход физического лица состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, в виде доходов, подлежащих налогообложению:
1) у источника выплаты;
2) физическим лицом самостоятельно.
2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:
40) расходы работодателя по направлению работника на обучение, повышение квалификации или переподготовку в соответствии с законодательством Республики Казахстан, совершенному без оформления служебной командировки, в случае обучения, повышения квалификации или переподготовки по специальности, связанной с деятельностью работодателя:
фактически произведенные расходы на оплату обучения, повышения квалификации или переподготовки работника;
фактически произведенные расходы работника на проживание в пределах норм, установленных уполномоченным органом;
фактически произведенные расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно после завершения обучения, повышения квалификации или переподготовки работника;
сумма денег, назначенная работодателем к выплате работнику, в пределах:
6-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, за каждый календарный день прохождения обучения, повышения квалификации или переподготовки работника - в течение срока прохождения обучения, повышения квалификации или переподготовки работника в пределах Республики Казахстан;
8-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, за каждый календарный день прохождения обучения, повышения квалификации или переподготовки работника - в течение срока прохождения обучения, повышения квалификации или переподготовки работника за пределами Республики Казахстан;
            Т.о. в  чем разница командировки с оформлением командировки и без оформления командировки.
Направляем в командировку и в приказе так и прописываем что работник направляется в командировку связанную с обучением с выплатой суточных (считаем что такая командировка является с оформлением). Компания несет все расходы, суточные свыше 40 дней облагаем налогом в соответствии. В случае обучения, повышения квалификации или переподготовки по специальности, связанной с деятельностью работодателя более 40 дней, вы можете прописав у себя во внутренних документах оформить и без оформления командировки.
•    И  воспользоваться и вычетами при исчислении НОД при определении суммы КПН.
•    И не облагать у источника выплат как налоговый агент.
•    К сожалению в редакции действующего законодательства по состоянию на текущую дату пока нет прямого толкования.

Итак Статья 1. ТК РК Основные понятия
82) командировка - направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей на определенный срок вне места постоянной работы в другую местность, а также направление работника в другую местность на обучение, повышение квалификации или переподготовку.
Типичные ошибки работодателя  при направлении своих сотрудников в командировки?
Направляют в служебную командировку работников, которых запрещено отправлять без их письменного согласия.
Оформляют вычет сумм компенсаций при служебных командировках, не подтвержденных документально.
Ограничивают время нахождения работника в командировке.
Не оформляют надлежащим образом документы, требуемые согласно Трудового Кодекса РК.

ОШИБКА 1: Направляют в командировку работников без письменного согласия
Следующие категории лиц, имеют право отказаться от командировки (ст. 127 Трудового кодекса РК):
Работники, не достигших 18-летнего возраста;
Беременные женщины;
Работники-инвалиды;
Работники, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
Работники, осуществляющие уход за больными членами семьи либо воспитывающие детей-инвалидов, если на основании медицинского заключения дети-инвалиды либо больные члены семьи нуждаются в осуществлении постоянного ухода;
Перед тем, как направить в командировку работника, ответственным лицам, необходимо проверить относится ли работник к вышеуказанной категории лиц, и соответственно получить и оформить надлежащим образом их согласие на командировку. Наличие подобного согласия сможет уберечь Вас в будущем от негативных последствий, если работник будет утверждать, что хотел отказаться от командировки.
ОШИБКА 2: Оформление вычета сумм компенсаций при служебных командировках, не подтвержденных документально
Осуществить вычет сумм компенсаций при служебных командировках, не подтвержденных документально, не получится, так как нижеследующие статьи Налогового кодекса РК, строго регламентируют данный вопрос.

К компенсациям при служебных командировках, подлежащим вычету, относятся (ст. 101 Налогового кодекса РК):
фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь (в том числе электронного билета при наличии документа, подтверждающего факт оплаты его стоимости);
фактически произведенные расходы на наем жилого помещения, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на наем жилого помещения и за бронь;
суточные, выплачиваемые работнику за время нахождения в командировке, в размере, установленном по решению налогоплательщика.
Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. (п. 3 ст.100 НК РК).

Таким образом, бухгалтерам и ответственным лицам, с целью того, чтобы избежать дополнительных налогов, у командирующих необходимо строго запрашивать документы, подтверждающие фактические расходы в период их пребывания в командировках.

Однако, в случае, если подтверждающие документы утеряны или отсутствуют, организация вправе возместить сотруднику понесенные расходы, но, налогооблагаемую прибыть такие выплаты уменьшать не будут.

Представительские расходы, произведенные в командировках, относятся на вычеты в размере, не превышающем 1 процент от суммы расходов работодателя по доходам работников, подлежащим налогообложению (п. 4 ст. 102 Налогового кодекса РК).
ОШИБКА 3: Ограничивают время нахождения работника в командировке
Некоторые специалисты отдела кадров, бухгалтеры считают, что запрещено отправлять в командировку работника более чем на 40 дней, и соответственно ограничивают время пребывания  работника в командировке.

Законодательством Республики Казахстан не установлен запрет по времени и периоду нахождения работника в командировке.
ОШИБКА 4: Не оформляют надлежащим образом документы, требуемые согласно Трудовому кодексу РК
На практике, некоторые работодатели совершают такие ошибки, как не издают приказ о направлении сотрудника в командировку, не получают согласие на командировку, а также  в табеле учета времени не отмечают дни командировок.

Такие ошибки со стороны ответственных лиц  являются грубым нарушение трудового и налогового законодательства РК. Так например, в статье 127 Трудового кодекса РК установлены следующие гарантии и компенсации командирующих сотрудников:

На время командировки, за работником сохраняется место работы (должность) и заработная плата за рабочие дни, приходящиеся на дни командировки.
Работникам, направляемым в командировки, оплачиваются:
суточные за календарные дни нахождения в командировке, в том числе за время в пути;
расходы за проезд к месту назначения и обратно;
расходы по найму жилого помещения.
Пункт 1 статьи  101 НК РК по состоянию на 25.12.2017г  устанавливает, что время нахождения в командировке определяется на основании приказа или письменного распоряжения работодателя о направлении работника в командировку.

Для того, чтобы не допустить привлечения к ответственности Работодателя со стороны трудовых инспекторов, иметь доказательства при судебных трудовых разбирательствах, а также избежать претензий и вопросов от самих работников, необходимо строго оформлять все документы, требуемые при отправлении работника в командировку.
Краткий список задач при отправке работника в командировку
Ответственным лицам нужно не забывать:

оформлять приказ об отправлении сотрудника в командировку,
получать согласие на командировку от соответствующих категорий сотрудников,
в табеле учета времени отмечать дни командировок,
хранить и регистрировать в журнале регистраций документы в установленном порядке.

Статья 242.НК РК по состоянию на 01.01.2018г  Общие положения
1. Расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 настоящего Кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.
Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.
3. Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
6. В случае, если одни и те же виды расходов предусмотрены в нескольких статьях расходов, то при расчете налогооблагаемого дохода указанные расходы вычитаются только один раз.

Вопрос 1-ый
Нормативный документ по выписке электронных счетов фактур
     Ответ:
     Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 марта 2018 года № 16551.
«Об утверждении Правил выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур»

    Вопрос 2-ой:
    «Дата совершения оборота».

  Ответ:
      В  строке 3 "Дата совершения оборота" указывается дата совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, определенная в соответствии со статьей 379 Налогового кодекса (строка подлежит заполнению)
Статья 379 НК РК.  Дата совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг
      1. Датой совершения оборота по реализации товаров, за исключением оборотов, указанных в пунктах 2, 5, 7 – 12 и 14 настоящей статьи, является:
      1) если в соответствии с условиями договора предусмотрена обязанность поставщика (продавца) по доставке товара – одна из следующих дат:
      день передачи товара лицу, осуществляющему доставку товара, определенному поставщиком (продавцом), в том числе его доверенному лицу;
      день погрузки товара на транспортное средство поставщика (продавца);
      2) если по договору отсутствует обязанность поставщика (продавца) по доставке товара:
      когда в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности подлежит оформлению документ, подтверждающий факт передачи товара, – дата подписания поставщиком (продавцом) и получателем (покупателем) такого документа;
      в остальных случаях – определенный в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан день предоставления товара в распоряжение получателя (покупателя) или определенного им лица, в том числе осуществляющего доставку такого товара.
      2. При реализации товаров посредством предоставления товарораспорядительных документов, подтверждающих предоставление идентифицированных товаров в распоряжение покупателя, датой совершения оборота по реализации является дата фактической передачи таких товаров покупателю.
      3. Датой совершения оборота по реализации работ, услуг является день выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных в пунктах 4, 5, 6 и 13 настоящей статьи.
      При этом днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания, указанная в:
      акте выполненных работ, оказанных услуг;
      документе (кроме счета-фактуры), подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг.
      4. При осуществлении банковских операций, оказании услуг по предоставлению кредита (займа, микрокредита), услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений на железнодорожном транспорте, услуг по предоставлению в пользование игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров, игровых дорожек (боулинг (кегельбан), картов (картинг), бильярдных столов (бильярд) датой совершения оборота по реализации услуг является наиболее ранняя из следующих дат:
      1) дата получения каждого платежа (независимо от формы расчета);
      2) дата признания в бухгалтерском учете оказания услуг.
      5. При реализации электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, коммунальных услуг, услуг связи, услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, услуг по перевозке грузов по системе магистральных трубопроводов датой совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг является последний день календарного месяца, в котором поставлены товары, выполнены работы, оказаны услуги.
      Для целей настоящего раздела под коммунальными услугами понимаются работы по очистке сточных систем и канализации, услуги по сбору отходов (мусороудаление), услуги по обслуживанию лифтов, домофонов.
      6. При выполнении работ, оказании услуг (кроме перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте), при осуществлении которых документы оформляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о железнодорожном транспорте, датой совершения оборота по реализации работ, услуг является наиболее поздняя дата, указанная в документе, подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг.
      7. При реализации периодических печатных изданий или иной продукции средств массовой информации, включая размещение на интернет-ресурсе в общедоступных телекоммуникационных сетях, датой совершения оборота является день передачи периодического печатного издания или день пересылки продукции средств массовой информации на электронную почту или электронный абонентский почтовый ящик и (или) день размещения продукции средств массовой информации на интернет-ресурсе в общедоступных телекоммуникационных сетях.
      8. В случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта датой совершения оборота по реализации товара является:
      1) дата фактического пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза в пункте пропуска, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
      2) дата регистрации полной декларации на товары с отметками таможенного органа, производившего таможенное декларирование, в следующих случаях:
      в случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта с использованием периодического таможенного декларирования;
      в случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта с использованием временного таможенного декларирования.
      9. В случае ввоза товаров с помещением под таможенную процедуру реимпорта, ранее вывезенных с помещением под таможенную процедуру экспорта, датой совершения оборота по реализации товаров является:
      1) дата фактического пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза в пункте пропуска при вывозе товара с помещением под таможенную процедуру экспорта без использования периодического или временного декларирования, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
      2) дата регистрации полной декларации на товары с отметками таможенного органа, производившего таможенное декларирование, при вывозе товаров с помещением его под таможенную процедуру экспорта с использованием периодического или временного декларирования.
      10. При передаче заложенного имущества (товара) залогодателем датой совершения оборота по реализации для залогодателя является день перехода права собственности на предмет залога от залогодателя к победителю торгов, проведенных в процессе обращения взыскания на заложенное имущество, или к залогодержателю.
      11. При передаче имущества в финансовый лизинг датой совершения оборота по реализации является:
      1) в части суммы периодического лизингового платежа, установленного договором лизинга, без учета суммы вознаграждения, за исключением случаев, указанных в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта, – дата наступления срока получения такого платежа;
      2) в части суммы всех периодических лизинговых платежей без учета суммы вознаграждения, дата наступления срока получения которых по договору лизинга установлена до даты передачи имущества лизингополучателю, – дата передачи имущества в финансовый лизинг;
      3) в части досрочно погашенных сумм лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга без учета суммы вознаграждения при соблюдении требований статьи 197 настоящего Кодекса, – дата получения такого платежа (независимо от формы расчета);
      4) в части начисленной суммы вознаграждения датой совершения оборота является наиболее ранняя из следующих дат:
      последний день отчетного налогового периода;
      последний день прекращения начисления вознаграждения по договору финансового лизинга.
      12. При утрате товара, приобретенного без налога на добавленную стоимость с помещением под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, кроме товаров, которые являются товарами, перечисленными в статье 394 настоящего Кодекса, датой совершения оборота по реализации товара является дата установления налогоплательщиком факта утраты.
      13. В случае признания работ и услуг, выполненных и оказанных нерезидентом, оборотом плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса датой совершения такого оборота является одна из следующих дат:
      дата подписания поставщиком (продавцом) и получателем (покупателем), являющимися сторонами договора, акта выполненных работ, оказанных услуг;
      дата признания в бухгалтерском учете затрат по приобретению работ, услуг от нерезидента – при наличии иного документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг.
      14. При снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость датой совершения оборота, указанного в подпункте 3) части первой пункта 1 статьи 369 настоящего Кодекса, является день, предшествующий:
      1) дню, в который плательщик налога на добавленную стоимость представил ликвидационную декларацию по налогу на добавленную стоимость;
      2) дате снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость по решению налогового органа, указанной в пункте 6 статьи 85 настоящего Кодекса.
      15. Если в документах, определенных пунктами 3, 5 и 13 настоящей статьи, указано несколько дат, то датой подписания документа является наиболее поздняя из указанных дат.
В данном случае выбираете тот пункт и подпункт  данной статьи, который соответствует вашему виду деятельности
Вопрос 3-ий
"Реквизиты документов, подтверждающих поставку товаров, работ, услуг"

Ответ:
В разделе F "Реквизиты документов, подтверждающих поставку товаров, работ, услуг" строка 32 "Документ, подтверждающий поставку товаров, работ услуг" содержит строки 32.1 "Номер" и 32.2 "Дата", в которых указываются номер и дата документа, подтверждающего поставку товаров, работ, услуг (в случае, если заполнена одна из строк 32.1 и 32.2, то вторая строка подлежит обязательному заполнению)
В данном случае вы ставите НОМЕР  И  ДАТУ « Накладной на отпуск запасов на сторону», который подтверждает поставку товаров либо «Акта выполненных работ (оказанных услуг)» подтверждающего факт выполнения работ (оказания услуг).  Данные берутся из 1С .  Если вы работаете по порталу государственных закупок, то номера накладных и актов берутся из портала, а датой является дата утверждения Заказчиком.

Вопрос:
     На предприятии ежегодно возникают временные разницы по амортизации ОС и НМА между бухгалтерским и налоговым учетом. До настоящего момента для расчета ОНО/ОНА выводилась разница между суммами амортизации по бухгалтерскому и налоговому учету, к которой применялась ставка КПН (20%). На сколько это верный метод расчета? Насколько я знаю существует метод на основе балансовой стоимости. Дайте пожалуйста подробное разъяснение в соответствии с требованиями МСФО и налоговым кодексом, каким образом должна выводится временная разница?
Ответ:
Первоначальная редакция МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» была выпущена в 1979 году. Предпосылкой создания этого стандарта послужил тот факт, что налоговые правила отражения доходов и расходов отличаются от правил, принятых в бухгалтерском учете, и это отличие может существенно повлиять на представление результатов деятельности предприятия.
Почему так происходит? Дело в том, что цели налоговой политики государства и соответствующего налогового учета существенно отличаются от целей бухгалтерского учета.
Формируя налоговую политику, государство преследует две основные цели:
•             Пополнение бюджета;
•             Стимулирование экономики в определенных направлениях путем определения порядка формирования налогооблагаемой базы, изменения налоговых ставок и предоставления льгот.
Целью же бухгалтерского учета является представление финансовой информации о предприятии его акционерам (и кредиторам).
Неудивительно, что порядок признания доходов и расходов у этих двух систем (налоговой и бухгалтерской) совершенно различен. Эти две системы никогда не будут совпадать, хотя это и добавляет работу в учете.
Однако за последующее десятилетие применения МСФО (IAS) 12 выявились определенные недостатки данного стандарта. Наиболее ярко они проявлялись при смене налоговых ставок.
В частности, начисленный ранее в обязательствах (или активах) отложенный налог не корректировался в связи со сменой налоговой ставки. Как результат на счетах отложенных налогов стали накапливаться суммы, происхождение которых было трудно объяснить.
Фактически через некоторое время счета отложенных налогов стали похожи на свалку и не информировали пользователя отчетности о том, какие оттоки экономических выгод произойдут в будущем в связи с отложенными налогами (в случае обязательств) или какие экономические выгоды
Была еще одна причина для пересмотра МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
В 1989 году Совет по МСФО концептуально пересмотрел подходы к составлению финансовой отчетности, выпустив «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности», в которой закрепил балансовый подход к составлению отчетности. Неразбериха в остатках на счетах отложенных налоговых активов и обязательств была больше неприемлема, так как противоречила базовым определениям актива и обязательства. Однако Совету по МСФО потребовалось еще семь лет, прежде чем хаос на счетах отложенных активов и обязательств был полностью побежден. И в октябре 1996 года была опубликована новая, пересмотренная версия МСФО (IAS) 12, полностью основанная на балансовом подходе.
Для исправления ситуации, сложившейся в 80-е годы, Совет по МСФО изменил определение временных разниц.
Временная разница – это разница между балансовой стоимостью актива или обязательства в отчете о финансовом положении и их налоговой базой (п. 5 МСФО (IAS) 12).
При этом налоговая база актива или обязательства – сумма, относимая на актив или обязательство в налоговых целях. Иными словами, это величина (аналогичная балансовой стоимости в бухгалтерском учете), по которой актив или обязательство учитываются для целей налогообложения.
Отложенный налог, представляемый в ОФП, в этом случае рассчитывается как произведение временной разницы на налоговую ставку.

Вопрос:

1.бала санымен қалған пенсионерлерге пенсионный фонд ұсталама және қай бұйрық бойынша
2.Тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемі шеңберінде және міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесінде медициналық қызметтер көрсететін денсаулық сақтау субъектілерінің жұмыскерлерін көтермелеу қағидаларын және комиссия мүшелері кімдер болады оларды кім тағайындайды
Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау және әлеуметтік даму министрінің 2015 жылғы 29 мамырдағы № 429 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2015 жылы 1 шілдеде № 11526 тіркелді.


ОТВЕТ НА 1-ЫЙ ВОПРОС:

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2018 г.)

3. От уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождается агент за:

1) физических лиц, достигших пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона;


Статья 11. Назначение пенсионных выплат по возрасту
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 408-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.) (см. стар. ред.)
1. Назначение пенсионных выплат по возрасту производится:
с 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.
При этом назначение пенсионных выплат по возрасту женщинам производится:
с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

Ответ на вопрос 2:

5. Комиссия создается приказом руководителя субъекта здравоохранения, общее количество членов которой составляет нечетное число, но не менее пяти человек.
      Членами комиссии являются:
      председатель, избираемый на заседании членами комиссии открытым голосованием, из числа заместителей руководителя или заведующих отделением субъекта здравоохранения;
      заместитель председателя комиссии, избираемый членами комиссии открытым голосованием;
      руководители структурных подразделений, определенные руководителем субъекта здравоохранения;
      представители профсоюзного комитета и другие работники субъекта здравоохранения, избираемые путем всеобщего голосования работников субъекта здравоохранения.
      6. Председатель комиссии:
      1) планирует работу и руководит деятельностью комиссии;
      2) председательствует на заседаниях комиссии;
      3) обеспечивает объективность определения вклада работников в достижении результата деятельности субъекта здравоохранения для исчисления размера поощрения;
      4) обеспечивает своевременность выплаты поощрения работникам субъекта здравоохранения согласно пункту 16 настоящих Правил.
      7. Комиссия обеспечивает:
      целевое использование средств, направленных на поощрение работников субъекта здравоохранения и повышение их квалификации;
      целевое использование средств СКПН, правильность начисления и распределения сумм СКПН работникам субъекта ПМСП в соответствии с разделом 3 настоящих Правил.
      В случае выявления фактов неправильного начисления и распределения сумм СКПН работникам субъекта ПМСП, возмещение сумм СКПН данному работнику осуществляется за счет собственных средств субъекта ПМСП, за исключением средств СКПН.
      8. Организационная деятельность комиссии обеспечивается секретарем комиссии, который определяется руководителем субъекта здравоохранения из числа должностных лиц субъекта здравоохранения. Секретарь комиссии не является членом комиссии и не имеет права голоса при принятии комиссией решения.
      9. Заседание комиссии правомочно при условии присутствия не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается присутствующими членами комиссии и секретарем комиссии и передается кадровой службе субъекта здравоохранения для издания соответствующего приказа о выплате поощрения работникам субъекта здравоохранения.
      В случае отсутствия члена комиссии в протоколе заседания комиссии указывается причина его отсутствия. Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель председателя. Не допускается проведение заседания комиссии при отсутствии одновременно председателя и заместителя председателя комиссии.
      10. Решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества присутствующих на заседании членов комиссии. В случае равенства голосов принятым считается решение членов комиссии, за которое проголосовал председатель комиссии, в случае его отсутствия, заместитель председателя комиссии. В случае несогласия с решением комиссии член комиссии выражает особое мнение, изложенное в письменном виде, которое прилагается к протоколу заседания комиссии.
      11. Руководитель субъекта здравоохранения обеспечивает ознакомление работников субъекта здравоохранения с условиями настоящих Правил, положением о дифференцированной оплате труда, приказами, имеющими отношение к поощрению медицинских работников за счет средств экономии и (или) за счет средств СКПН и протоколом комиссии. Ознакомление удостоверяется подписью работника.
      12. Должностные лица территориальных департаментов Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – ТД КОМУ) обеспечивают своевременность перечисления субъектам ПМСП сумм СКПН за отчетный период.
      Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 30.05.2017 № 349 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. При расчете размера поощрения работников субъекта здравоохранения за отчетный период учитываются фактически отработанные дни.
      14. Начисленная сумма поощрения работникам субъекта здравоохранения включает суммы индивидуального подоходного налога, обязательных пенсионных взносов и других удержаний в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)".
      15. Поощрение работников субъекта здравоохранения в виде денежного вознаграждения, предусмотренное настоящими Правилами, является единовременной выплатой, не носящей постоянный характер.
      16. Поощрение работникам субъекта здравоохранения за отчетный период производится в месяце, следующем за отчетным периодом, при выплате основной заработной платы.

Вопрос:
       Каким из следующих вариантов записей бухгалтерского учета (проводкой) должна отражаться операция по зачету выплаченного в иностранной валюте аванса поставщику товаров работ и услуг, а также закрытие курсовой разницы по данной операции?

Вариант №1
1 января выплачен аванс на сумму 10 000$ по курсу 330 тенге.
Выплата аванса                       -  Дт 1610    Кт 1030    3 300 000,00 тенге (10 000$ по курсу 330)
10 января получен товар на сумму 10 000$ по курсу 335 тенге.
Зачет аванса                             -  Дт 3312    Кт 1610    3 350 000,00 тенге (10 000$ по курсу 335)
Закрытие курсовой разницы  -  Дт 1610    Кт 6250          50 000,00 тенге (330-335=5 * 10 000$)
Приход товара                         -  Дт 1310    Кт 3312    3 350 000,00 тенге (10 000$ по курсу 335)


Вариант №2
1 января выплачен аванс на сумму 10 000$ по курсу 330 тенге.
Выплата аванса                       -  Дт 1610    Кт 1030    3 300 000,00 тенге (10 000$ по курсу 330)
10 января получен товар на сумму 10 000$ по курсу 335 тенге.
Приход товара                         -  Дт 1310   Кт 3312    3 350 000,00 тенге (10 000$ по курсу 335)
Зачет аванса                             -  Дт 3312    Кт 1610    3 300 000,00 тенге
Закрытие курсовой разницы  -  Дт 3312    Кт 6250          50 000,00 тенге (330-335=5 * 10 000$)

Ответ:
Согласно МСФО курсовая разница только на монетарных счетах, а авансы счет не монетарный, так что все четко только по счетом 1210,3310 и1030,3010, правильный вариант  2ой.

Вопрос:  
    Коммунальные виды деятельности(водоснабжение) попадают под установку ккм с передачей данных онлайн?
Ответ:
     В перечне нет , но чтоб снизить риски надо уже сейчас приобрести именно ККМ с ФПД
Утвержден  постановлением ПравительстваРК от 30 декабря 2015 года № 1129
                                                                     Перечень
      отдельных видов деятельности, при осуществлении которых  на территории Республики Казахстан индивидуальные      предприниматели и (или) юридические лица, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местахотсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны   обеспечить применение контрольно-кассовых машин с        функцией фиксации и (или) передачи данных
№ п/п    Виды деятельности
1    2
1.    Оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием
2.    Оптовая торговля металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем
3.    Розничная торговля компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением
4.    Розничная торговля аудио- и видеотехникой
5.    Розничная торговля электрическими бытовыми приборами
6.    Розничная торговля мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями
7.    Предоставление услуг гостиницами
8.    Рестораны и услуги по доставке продуктов питания
9.    Деятельность по показу кинофильмов
10.    Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты


Таким образом
С 1 января 2018 года   ККМ с функцией фиксации и (или) передачи применяют только:
1)      Налогоплательщики, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива;
2)      Налогоплательщики, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию алкогольной продукции;
3)      Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, установленные уполномоченным органом.



Как известно, в сентябре 2016 года был введен в действие Закон РК от 26 июля 2016 года № 11-VІ «О платежах и платежных системах».
Пунктом 4 статьи 39 данного Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие отдельные виды деятельности и применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан общеустановленный порядок расчетов с бюджетом, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек.
Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим и осуществляющие деятельность в столице, городах республиканского и областного значения, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить установку и применение такого оборудования (устройства), а также принимать платежи с использованием платежных карточек.
Данные требования не распространяются на индивидуального предпринимателя и (или) юридическое лицо, осуществляющее денежные расчеты при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг без использования наличных денег.
Также обеспечение установки и применения в местах осуществления установленных видов деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также прием с использованием платежных карточек, не распространяются на индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства, продукцией аквакультуры (рыболовства) собственного производства; деятельность, осуществляемую через нестационарные торговые объекты.
Перечень отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, утвержден Постановлением Правительства РК от 21 октября 2016 года № 604 взамен ранее действовавшего Перечня, который был утвержден Постановлением Правительства РК от 29 октября 2014 года № 1147 и утратил силу с момента ввода в действие нового постановления.
Документ был приведен в соответствие с действующим Законом «О платежах и платежных системах», при этом сам перечень отдельных видов деятельности не претерпел изменений, за исключением внесения в текст примечания редакторской правки уточняющего характера.
Напоминаем, что в Перечень включены следующие виды деятельности, при которых применение оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, обязательно:
оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание;
оптовая и розничная торговля;
предоставление услуг гостиницами;
предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков;
продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт;
предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов;
деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов);
деятельность в области страхования;
деятельность в области здравоохранения;
деятельность в области образования;
деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов;
деятельность фитнес-, спортивных клубов, дискотек;
деятельность по организации азартных игр и заключения пари;
предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду.

Изменение, введенным Законом РК от 30 ноября 2016 года в отношении применения POS-терминалов, является изменение меры административного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 194 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», за отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек.
Если до конца 2016 года за отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек ИП или юридическим лицом, обязанным принимать их при осуществлении торговой деятельности (выполнении работ, оказании услуг), предусмотрено предупреждение или штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 20 МРП, на субъектов среднего предпринимательства - в размере 30 МРП, на субъектов крупного предпринимательства - в размере 50 МРП, то с 1 января 2017 года за отказ в принятии платежей и (или) переводов по платежной карточке штраф не налагается, и влечет за собой только предупреждение.
Но в случае установления в течение года после наложения административного взыскания факта повторного нарушения мера взыскания остается прежней и влечет штраф на:
субъектов малого предпринимательства в размере 40 МРП;
субъектов среднего предпринимательства - в размере 60 МРП;
субъектов крупного предпринимательства - в размере 100 МРП.

Вопрос:
    Как быть, если не удерживали ОПВ и не исчисляли социальные отчисления с компенсации за отпуск при увольнении с 01.01.2018г? Как правильно рассчитать при этом соц. отчисления (учитывать ОПВ или нет)?

Ответ:
    Постановлением Правительства РК от 4 мая 2018 года № 239 утверждены и опубликованы 11 мая 2018 года изменения в:
ППРК от 21.06.2004г № 683 «Об утверждении Правил исчисления и перечисления социальных отчислений»;
ППРК от 18.10.2013г № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления ОПВ, ОППВ в ЕНПФ и взысканий по нив соответствии с правилами исчислен  и перечисления социальных отчислении
  5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:
      1) пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса;
      2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;
      3) подпунктом 1) пункта 3 статьи 484 Налогового кодекса.
Для работодателей  объектом исчисления социальных отчислений являются его расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги за минусом доходов с которых не уплачиваются социальные отчисления.
Доход работника за месяц составил – 85 000 тенге.
Размер обязательных пенсионных взносов  = 85 000 * 10%= 8 500 тенге.
Затем определяется доход для исчисления СО, т.е. полученный доход,  за минусом ОПВ:
85 000 – 8 500 = 76 500 тенге.
Размер СО = 76 500 * 5%= 3 825 тенге

Вопрос:
При выдачи форменной одежды работнику сумма ставится работнику как косвенный доход и облагается НПФ, ИПН и т.д . Форменная одежда списывается на расходы предприятия и числится на балансовом счете за работников, для учета срока носки.
Если работник увольняется, то остаточная сумма форменной одежды должна списываться с забаланса, как не подлежащая к дальнейшей носке или должна удерживаться с расчетных работника в сумме(недоизнос плюс НДС на остаточную стоимость)? Остаточная сумма признается доходом или уменьшается ранее признанный  расход от списания предприятия?. При этом , если удерживать с работника остаточную стоимость, то надо еще пересчитать все НАЛОГИ, в том числе НПФ, который перечисляли в другом периоде.
Здесь надо сделать возврат НПФ из ГЦВП.
Верно ли будет, если мы ранее признанный расход оставить без перерасчета и не удерживать с работника остаточную стоимость форменной одежды, так как с его зарплаты удержан НПФ и ИПН в полном объеме?


Ответ:
Согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 1 Трудового Кодекса РК специальная одежда - одежда, обувь, головной убор, рукавицы, иные средства индивидуальной защиты, предназначенные для защиты работника от вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно подпункту 10) пункта 2 статьи 319 Налогового Кодекса РК не рассматриваются в качестве дохода физического лица
стоимость выданной специальной одежды, специальной обуви, в том числе их ремонта, средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих средств, средств профилактической обработки, медицинской аптечки, молока или других равноценных пищевых продуктов и (или) специализированных продуктов для диетического (лечебного и профилактического) питания по нормам, установленным законодательством Республики Казахстан;
При этом,      Приказом  Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1054 утверждены Правила выдачи работникам молока, лечебно-профилактического питания, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, обеспечения их средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счет средств работодателя.
Данными правилами предусмотрено, что Перечень (список) профессий и должностей, кому выдается спецодежда  работодатель может предусмотреть в коллективном договоре или акте работодателя.

В связи  с тем, что  стоимость  спецодежды не рассматриваются в качестве дохода физического лица,  то не  является объектом обложения ИПН, социальным налогом, и социальными платежами.

Но эти расходы по спецодежде согласно статье 257  Налогового Кодекса относятся на вычеты по КПН.

Если спецодежда выдается на срок более 1 года ведется учет по каждому работнику до истечения срока пользования. Если работник увольняется раньше времени,  то по доле срока пользования удерживается с дохода работника стоимость спецодежды (данные суммы включаются в доход предприятия) либо сдается работодателю, для дальнейшей выдачи следующему работника.


Вопрос:
Мы привезли товар из России, воспользовавшись услугами транспортной компании Казахстана. Они предоставляют нам все необходимые документы, подтверждающие международную перевозку (т.е. товарно-транспортную накладную, счет-фактуру, акт) с указанием Без НДС.

Но, нам эти транспортные расходы возмещает Россия (поставщик товара).  Соответственно мы выставляем России акт, счет-фактуру.

1) Какую ставку НДС мне указать при выписки счет-фактуры Россиянам 0% или 12%, ?
2) нужно ли нам выписать товарно-транспортную накладную от нашей компании Россиянам?

Ответ:
По первому вопросу:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС: по реализации товаров, работ, услуг в РК, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 настоящего Кодекса.  
Операция по возмещению транспортных расходов не относится к операции по реализации работ, услуг для целей НДС, так как ваша компания не может выступать поставщиком данных работ услуг для поставщика, поскольку сама выступает в роли покупателя.
Таким образом, у вашей компании отсутствует объект налогообложения по НДС, в связи с чем, считаем, что счет-фактура должна быть выписана "без НДС".

По второму вопросу:
В рассматриваемой ситуации первичным документом по "перевыставлению" расходов, может являться акт возмещения расходов.

Вместе с тем, в целях минимизации рисков и упрощения процедуры в данной ситуации, рекомендуем оформить данное возмещение, как изменение условий договора, либо как скидку с цены.

Ответ:
Если только находится в отпуске , в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, если лицо приступило к работе ранее оговоренного срока (3-х лет).


Письмо Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан  от 16 августа 2017 года № 17-10/31-7-2002
  
1. Относительно взносов физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера
1) в соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее - Закон) доходами физического лица по договорам гражданско-правового характера являются все начисленные доходы по данным договорам.
Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать пятнадцатикратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Таким образом, Законом предусмотрено право физического лица на ограничение верхнего предела доходов для определения объекта исчисления, в целях его использования необходимо будет предоставить другим налоговым агентам справку, подтверждающую перечисление взносов с суммы дохода, равной пятнадцатикратному минимальному размеру заработной платы;
2) в случае отсутствия бухгалтера по какой-либо причине, функциональные обязанности возлагаются на лицо, его замещающее;
3) данные взаимоотношения регулируются условиями договоров гражданско-правового характера;
4) в случае, если доход за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, взносы исчисляются и перечисляются исходя из минимального размера заработной платы (абзац 4 пункта 20 Правил и сроков исчисления (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 478 (далее - Правила)).
Касательно приведенного в обращении расчета необходимо отметить.
Во-первых, взносы физического лица, получающего доходы по договорам гражданско-правового характера, с 1 июля 2017 года устанавливаются в размере 5 процентов от всех начисленных доходов по данным договорам, за исключением доходов, с которых не уплачиваются взносы (абзац 2 пункта 20 Правил).
Во-вторых, отчетным периодом, принимаемым для определения объекта взносов и отчислений, является календарный месяц, то есть при исчислении в объект включаются начисленные доходы за весь месяц.
В-третьих, минимальный размер заработной платы является гарантированным минимумом денежных выплат работнику согласно трудовому законодательству, гражданское законодательство позволяет посредством заключения гражданско-правовых договоров не обеспечивать принципы трудового законодательства в части запрета установления вознаграждения ниже ее значения.
Таким образом, одним из принципов, заложенных в установлении нижнего порогового уровня для взносов на ОСМС физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, выступает стимулирование повышения роста доходов для данной категории лиц в целях обеспечения минимальных стандартов, защиты их интересов в определении договорных условий с налоговым агентом в части произведения оплаты;
5) ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать пятнадцатикратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (статья 29 Закона). В целях избежания превышения указанного предела физическому лицу необходимо предоставить справку другим налоговым агентам.
Порядок возврата излишне уплаченных взносов на ОСМС предусмотрен в Правилах исчисления (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов по отчислениям и (или) взносам, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 478, который размещен на Интернет-ресурсе министерства www.mz.gov.kz.
  
2. Относительно отчислений на ОСМС
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона доходами работников, принимаемыми для исчисления отчислений являются доходы, начисленные работодателями.
Таким образом, для исчисления отчислений ОСМС за работника за июль в качестве объекта исчисления принимаются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов за июль месяц.
При этом, Закон не запрещает перечислять исчисленные отчисления на ОСМС раньше периода, установленного подпунктом 1) пункта 6 статьи 30 Закона.
  
3. Относительно осуществления отчислений на ОСМС с доходов работников-иностранцев, не проживающих постоянно на территории Республики Казахстан
В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 14 Закона плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и оралманов, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированному Законом РК от 14 октября 2014 года, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Таким образом, трудящиеся государств-членов ЕАЭС будут пользоваться правами и нести обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан, т.е. расходы работодателя, выплачиваемые в виде доходов работникам-нерезидентам - гражданам стран - членов ЕАЭС будут являться объектом исчисления отчислений на ОСМС.
Тем самым, в случае пребывания таких лиц на территории Республики Казахстан, работодатель обеспечивает им получение медицинской помощи в рамках ОСМС.
  
4. Относительно осуществления отчислений и взносов на ОСМС с доходов работников, находящихся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 работодатели освобождаются от уплаты отчислений на ОСМС за работников - лиц, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет.
Таким образом, доходы, начисленные в период нахождения указанных лиц в данном отпуске, не подлежат включению в объект исчисления отчислений.
  
5. Относительно уплаты отчислений и взносов на ОСМС в период с начала отпуска по беременности и родам до рождения ребенка
Законом не предусмотрено освобождение работодателей от уплаты отчислений на ОСМС за лиц, находящихся в отпуске по беременностям и родам.
  6. Относительно возврата платежей
Государственной корпорацией совместно с Фондом социального медицинского страхования указанная проблема в настоящее время разрешена.

7. Относительно уплаты взносов и отчислений на ОСМС индивидуальными предпринимателями
Согласно пункту 3, 5 статьи 28 Закона взносы индивидуальных предпринимателей с 1 июля 2017 года устанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов. Объектом исчисления взносов индивидуальных предпринимателей является двукратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В случае наличия у индивидуального предпринимателя наемных работников, он несет обязанность как работодатель и уплачивает отчисления на ОСМС за своих работников с 1 июля в размере 1 процента от объекта исчисления. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов, исчисленных в соответствии со статьей 29 Закона (пункты 1, 2 статьи 27Закона).


Статья 26. Взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 30.06.17 г. № 80-VI (см. стар. ред.)
1. Взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование уплачиваются ежемесячно в течение первых пяти рабочих дней текущего месяца в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Республики Казахстан, за следующих лиц:

5) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
См.: Письмо Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 17-10/31-7-2002
Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование

3. От уплаты отчислений освобождаются работодатели за:
1) лиц, указанных в подпунктах 1), 5), 7), 11), 12) и 13) пункта 1 статьи 26 настоящего Закона;

Вывод:
За работника, который находится в отпуске в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет работодатели не уплачивают ни взносы, ни отчисления.
Если же работнику находящемуся в декретном отпуске начисляются или ему причитаются какие либо материальные блага (материальная помощь, разовые премии, выплаты и т.п.)  эти суммы попадают под освобождение.

Б. Жакселекова

Ответ:

3. От уплаты отчислений освобождаются работодатели за:
1) лиц, указанных в подпунктах 1), 5), 7), 11), 12) и 13) п. 1 ст. 26;
Статья 26. ЗРК  от 30.06.17 г. № 80-VI
1. Взносы государства на ОСМС уплачиваются ежемесячно в течение первых 5 раб.дней текущего месяца в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РК, за следующихлиц:                                  
1) дети;
2) лица, зарегистрированные в качестве безработных;
3) неработающие беременные женщины;
4) неработающиелица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
5) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка, усыновлением (удочерением) ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3лет;
6) неработающиелица, осуществляющие уход за ребенком–инвалидом;
7) получатели пенсионных выплат, в том числе участники и инвалиды ВОВ;
8) лица, отбывающие наказание по приговору суда
9) лица, содержащиеся в следственных изоляторах;
10) неработающие оралманы;
11) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа»,«Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
12) инвалиды;


Они не освобождены . облагаете их суммы как у всех своих работников в размере 1%.

Ответ:

Вам следует обратиться к ст 263 НК РК, сч-фактуры выписываются в рамках налогового законодательства государства, где компания, выписывающая счет-фактуру, является плательщиком НДС. Другими словами, компания-резидент РФ не обязана вообще выписывать при экспорте , со своей стороны,счет-фактуру, т.к. выделенный в отдельной строке НДС компания РК не может взять в зачет. При этом компания РК при импорте от компании РФ в праве потребовать счет-фактуру с 0% НДС на бумажном носителе.
Кроме этого обязательным документом, подтверждающим код ТНВЭД будет не счет-фактура, накладная, акт приемки- передачи, транспортная накладная, а

АКТ подтверждения кода ТНВЭД- форма сертификат происхождения 1-СТ
Акт Торгово-промышленной Палаты РФ (подтверждение кода ТН ВЭД) - экспертиза определения кода ТН ВЭД, подтверждающая правильность и соответствие классификации продукции с помощью исследований.
Код ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) присваивается каждому товару и используется при таможенных операциях (получение деклараций, оплата таможенных пошлин) для идентификации продукции. В номенклатуре существует пять уровней детального описания продукции: 1 уровень раздела, 2 уровень группы, 3 уровень позиции товара, 4 и 5 уровни с низкой детализацией.
Основные критерии классификации: материал, из которого изготовлено изделие; функции, выполняемые товаром, степень производства. Основная единица продукции измерения – масса (кг).
Согласно этого документа, следует произвести сличение полученного товара с перечнем изъятия в РК.


Что же касается электронного счета-фактуры- это форма также обязательна внутри РК или внутри РФ, если товары вошли в перечень изъятия.

Вопрос:
Добрый день, у меня возник вопрос по применению стандартов МСФО
Прошу дать разъяснение по стандарту IAS 8
в каких случаях Финансовая отчетность признается искаженной
"Искажение финансовой отчетности" в каких нормативах отражены?

2) выбор классификации расходов по подкатегориям самостоятельно выбирается организацией? В пунктах 102 и 103 МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" приведены 2 формата классификации расходов.
Можно ли выбрать при учете расходов самостоятельно выбрать 1 или 2?

Ответ:
Компания сама определяет самостоятельно
                 Существенность. Пропуски или искажения статей считаются существенными, если они по отдельности или в совокупности могли бы повлиять на экономические решения, принимаемые пользователями на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера пропущенной или искаженной информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Определяющим фактором может быть размер или характер статьи либо сочетание того и другого.
6               Оценка того, могут ли пропуск или искажение информации повлиять на экономические решения пользователей и, следовательно, быть существенными, требует рассмотрения характеристик таких пользователей. В пункте 25 «Концепции подготовки и представления финансовой отчетности» указывается[1],что «предполагается, что пользователи должны обладать достаточными знаниями в области бизнеса и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желанием изучать информацию с должным старанием». Поэтому оценку необходимо проводить с учетом обоснованных ожиданий в отношении того, какое влияние может быть оказано на принятие экономических решений пользователями с такими характеристиками.
8               МСФО устанавливают учетную политику, которая, по заключению Совета по МСФО, приводит к формированию финансовой отчетности, содержащей уместную и надежную информацию об операциях, прочих событиях и условиях, к которым данная учетная политика применяется. Применение указанной учетной политики не является обязательным в тех случаях, когда эффект от ее применения является несущественным. Однако неправильно допускать несущественные отступления от МСФО или оставлять такие отступления неисправленными, с тем чтобы достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов или денежных потоков организации.
10             В случае отсутствия какого-либо МСФО, специально применимого к операции, прочему событию или условию, руководство должно использовать собственное суждение при разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая:
(a)            уместна для пользователей при принятии ими экономических решений; и
(b)            надежна в том смысле, что информация в финансовой отчетности:
(i)             правдиво представляет финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации;
(ii)            отражает экономическое содержание операций, прочих событий и условий, а не только их юридическую форму;
(iii)           является нейтральной, то есть свободной от предвзятости;
(iv)           соответствует осмотрительности; и
(v)            является полной во всех существенных отношениях.

Вопрос:
Наша компания оказывает услуги нерезидентам, в том числе межправительственной международной организации по организации мероприятий выставки в рамках ЭКСПО-2017. Наша компания является плательщиками НДС, резидент РК.
Я выставляю счет-фактуру в ФАО с НДС, ФАО отказывается оплачивать сумму НДС, ссылаюсь на межправительственное соглашение, что они освобождены от всех налогов.
В Статье 5 п.2. п.п.ii Постановления Правительства РК от 22 мая 2015 года № 382 "О подписании Соглашения между Правительством РК и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Организации Объединенных Наций (ФАО) о создании в РК Бюро по связам и партнерству" пишется, что
ФАО, ее активы, доходы и другое имущество:
           ii. освобождаются от всех прямых налогов. Вместе с тем подразумевается, что ФАО не будет требовать освобождения от таких налогов, которые в действительности представляют собой не что иное, как оплату коммунальных услуг.
Вопрос 1. Так как НДС это - косвенный налог, касается ли эта статья облагаемого оборота по НДС? Или имеются ли другие основания для освобождения данных доходов от НДС в вышеприведенном случае (при оказании услуг для ФАО)?
Вопрос 2. Как быть с другими заказчиками - нерезидентами (участниками выставки), будут ли облагаться  обороты по ставке 12%, имеет ли значение, какая ставка НДС той страны, которая получает услуги?


Ответ:
Согласно статье 18 Специального регламента №7, в соответствии со статьями 25, 26 и 34 Основного регламента Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в г. Астана (далее – «Выставка») и положениями Конвенции о международных выставках, подписанной в Париже 22 ноября 1928 года с дополнениями и поправками (далее – «Конвенция»)

1. Налог на добавленную стоимость, уплаченного в Республике Казахстан по официальным участникам в их закупке товаров, работ и услуг, в связи с выставкой, подлежит возврату в соответствии со статьями 12 и 13 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Международного бюро выставок, о льготах и преференциях для официальных участников, подписанного 5 ноября 2015 года (далее по тексту «Договор»).
2. Единый сервисный центр, который устанавливается в соответствии со статьей 18 Соглашения, должен предоставить официальным участникам информацию и услуги, связанные с возврат НДС.
3. закупаемые товары, имеющие право на возмещение НДС, которые продаются в Республике Казахстан после закрытия выставки, подлежит уплате налогов в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
Таким образом предусмотрено льгота по НДС для участников ЭКСПО 2017 при покупке товаров, работ, услуг в виде возврата.
Вы как плательщик НДС обязаны обложить свой оборот по реализации и выставить счет-фактуру с НДС.

Ответ:
За инвалидов и пенсионеров уплачивает взносы государство.

Статья 27. ЗРК от 16.11.2015 г. № 405-V
3. От уплатыотчислений освобождаются работодатели за:
1) лиц, указанных в подпунктах 1), 5), 7), 11), 12) и 13) п. 1 ст. 26;
2) военнослужащих;
3) сотрудников специальных государственных органов;
4) сотрудников правоохранительных органов.
Статья 28. ЗРК от 16.11.2015 г. № 405-V
7. Освобождаютсяот уплаты взносов в фонд:
1) лица, указанные в п.1 ст.26, за исключением получателей социальных выплат на случай потери работы из ГФСС;
2) военнослужащие;
3) сотрудники специальных государственных органов;
4) сотрудники правоохранительных органов.


Статья 26. ЗРК  от 30.06.17 г. № 80-VI
1. Взносы государства на ОСМС уплачиваются ежемесячно в течение первых 5 раб.дней текущего месяца в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РК, за следующих лиц:                                  
1) дети;
2) лица, зарегистрированные в качестве безработных;
3) неработающие беременные женщины;
4) неработающиелица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
5) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка, усыновлением (удочерением) ребенка, по уходу за ребенком до достижения имвозраста 3лет;
6) неработающиелица, осуществляющие уход за ребенком–инвалидом;
7) получатели пенсионных выплат, в том числе участники и инвалиды ВОВ;
8) лица, отбывающие наказание по приговору суда
9) лица, содержащиеся в следственных изоляторах;
10) неработающие оралманы;
11) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа»,«Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
12) инвалиды;
13) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, тех.и проф., послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;
14) лица, завершившие обучение по очной форме обучения в организациях среднего, тех.и проф.,послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в течение 3 кал.месяцев, следующих за месяцем, в котором завершено обучение.

Ответ:
В соответствии со ст.265 Налогового кодекса дополнительная с/фактура выписывается в случаях корректировки облагаемого оборота (предоставление скидки, изменение цены сделки). Таким образом, основную с/фактуру нельзя сторнировать  т.к. это является нарушением.

Ответ:
Статья 1. Основные понятия Законе О государственном имуществе
15) государственное учреждение - некоммерческая организация, созданная государством и содержащаяся только за счет бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, если дополнительные источники финансирования не установлены законами Республики Казахстан, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;


Право государственной собственности (ГК РК, ст.192):
1. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности.
Субъектом права государственной собственности выступает государство (само или государственное предприятие).
Для идентификации государственного предприятия следует руководствоваться ст. 3 Указа Президента, имеющего силу Закона, “О государственном предприятии” от 19 июня 1995 года, предусматривающей два вида государственных предприятий: республиканские и коммунальные.
Органами государственного управления республиканскими государственными предприятиями, а также органами, осуществляющими функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на то Правительством Республики Казахстан государственные органы.
Органами государственного управления коммунальными государственными предприятиями, а также органами, осуществляющими функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.

Да есть  гос. имущество.

  • 1
  • 2
Задать вопрос
Мы с радостью ответим на ваши вопросы! Самые популярные и важные из них будут раскрыты в разделе сайта "Вопрос-ответ"